Добро пожаловать на Измаильский форум.

Реклама на Измаильском форуме


+ Ответить в теме
Страница 3 из 6 ПерваяПервая 1 2 3 4 5 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 23 по 33 из 65
  1. #23
    Постоялец форума

    У истоков Измаила

    У истоков Измаила

    Османскому селению Измаил, основанному приблизительно во второй трети XVI века, судьбой было уготовано довольно быстро стать городом. В начале небольшим, в масштабах того времени, городком. И, очевидно по веленью падишаха (поскольку только он мог распоряжаться вновь приобретенными землями) доходное местечко было определено мусульманскому ведомству. А конкретно, Мехмед-аге, высокопоставленному духовному лицу, прибывшему из Константинополя. Первый «отец города» позаботился об укреплении своего владения и организовал строительство вала и рва вокруг Измаила. Энциклопедия Ислама гласит, что это «небольшое укрепление при переправе» и эти сведения относят производство работ к 1588-1589 годам. Мехмед-ага умер в 1590 году.

    Наиболее ранние заметки об Измаиле принадлежат голландскому путешественнику Ван Досу, посетившему эти места в 1557-1558 годах.

    В торговых документах конца XVI века Измаил известен как транзитный пункт по продаже вин. Так, османский купец Будах привез сюда партию вина и продал его львовскому купцу Андрею Гарге. Доставленные морем и рекой в порт Измаил грузы далее следовали «сухим» путем на Яссы – столицу Молдавии, и далее – во Львов и другие города.

    Новый дунайский порт быстро приобрел известность. Не прошло и пяти лет, как появились сообщения о первых нападениях на Измаил. В июне 1594 года на укрепленный столь недавно городок отряд Северина Наливайко совершил налет, пограбил и пожег его. В марте 1595 года – новое нападение: теперь трансильванского отряда под предводительством Андрея Барксая. По сведениям венгерских документов тысячный турецкий гарнизон был избит и освобождено две тысячи молдаван, ранее захваченных пашою Измаила.

    Видно, что первые укрепления Измаила были незначительны. Но и они говорят о возрастающем значении населенного пункта.

    Начальный статус Измаила «нахие» (мелкая административная единица) вскоре сменился на более солидный – каза или кадилык (что-то вроде райцентра, где главным лицом был кадий).

    Измаил XVI-XVII веков не представлял еще собой крепости. В этом крае уже было несколько мощных крепостей: Исакча, то есть бывшая татарская Сакджа (по правую сторону Дуная), Килия на левом берегу реки и восстановленная османцами старая килийская крепость в дельте, Аккерман на Днестре, чуть выше его по течению Янык-Хисар (Паланка), Татар Бунар (татарский колодец) на перепутье степных дорог. Особой нужды в новом военном объекте не было.
    Измаил развивался как вакфа (вакфа – арабский термин, обозначающий богоугодное пожертвование на нужды религиозных заведений (мн.число – вакуф).В инфраструктуре города большую роль играли мусульманские храмы – мечети. За счет вакфа содержался имарет – городской комплекс, в который входили мечеть, мектеб (начальная школа), больница, гостиный двор, водоснабжение, дороги и мосты, суповая кухня (бесплатная столовая для бедных), «создаваемые из мотивов набожности и милосердия», а также прибыльные учреждения: гостиница, базар, караван-сарай, баня, мельница, красильня, бойня и др.

    Гражданское начало Измаила подчеркивает должность ответственного за город лица мотевелли – главного попечителя вакфа. Мирный характер города в XVII веке, в противоположность Аккерману или Бендеры, подтверждает и состав измаильских жителей. В Измаиле и прилегающей территории отмечался резкий рост немусульманского населения, что было бы невозможно при наличии объекта военного значения. К Измаильскому вакфу принадлежали такие населенные пункты как дунайский городок с пристанью Рен, в турецком варианте Тимарова (тимар – попечение, забота), Кышла, Дундар, Ахпаноз, Сапан, Постан, Тобак.
    Последний раз редактировалось admin; 17.07.2012 в 14:29.

  2. #24
    Постоялец форума

    У истоков Измаила

    продолжение:

    Религия. Османское государство выработало идеал жизни - достижение справедливости (адалет), с которым связывалось процветание страны. Достичь его, как считалось, можно поддержанием традиционного порядка в обществе (низам), в том числе в каждой иноверческой религиозной общине. Традиционный порядок был основан на вере в Бога, добросовестности и благочестии. Османские государственные деятели полагали, что благоденствие страны зависит от обилия товаров и их дешевизны на рынке. Земля не знала более смелого эксперимента, чем оттоманская система управления. Она рухнула, когда порядок управления был нарушен, но прежде Османское государство существовало 600 лет, и вторую половину этого срока город Измаил находился в его составе.

    Господствующей религией был ислам. Он делился на множество направлений и сект, два из которых считаются основными: суннизм - почитание Сунны -священного предания о Мухаммеде, и шиизм - почитание Али (двоюродного брата Мухаммеда), халифа (араб. Преемник) и свои предания (ахабар). Ислам (араб. Покорность) -строго монотеистическая религия, основанная на вере в Аллаха. Его священной книгой является Коран. Мусульмане почитают Иисуса Христа - Ису, как одного из 28 пророков, а также его мать Деву Марию - Марьям. Большинство османцев, особенно правящие круги, были суннитами, но шиизм был тогда широко распространен в народе, особенно среди кочевников. Священнослужитель суммы (мусульманской общины) имам (араб. Предстоящий) избирался из ее членов на месте и умма определяла ему содержание. Он совершал обряды рождения, бракосочетания, похорон, за что получал соответствующие подношения. Мулла - мусульманский священник со специальным богословским образованием, толковал Коран и был учителем в школе при мечети. Учителем мог быть и ходжа. Мусульманские женщины мечетей не посещали, отправляя культ дома.

    Значительная часть татар также была суннитами, но как пишет турецкий автор 18 века, местные буджакские татары придерживались ханефитского обряда и молились по своим особым предписаниям, и следовательно, турецких мечетей не посещали. Эвлия Челеби заметил о татарах: “татары - народ беспощадный. С помощью Бога они стали мощной преградой рода Османов, и со всеми неверными они ведут битвы, сраженья... Это очень богомольные и не слишком обременяющие себя запретами воины. А если рядом с ними оказывались ногайцы, они вовсе перестают отличать дозволенное от запретного. Тем не менее этот народ - дозволенное исламом войско”.

    Измаил и Рени составляли собственность монастыря Хассеки - монастыря дервишей. Это дает основание считать, что Измаил был определен падишахом в качестве вакфа ордену неортодоксального направления в исламе - суфизма, который представлял собой многочисленные братства (тарики) дервишей. Неизвестно где находилась обитель Хассеки, и в какой форме (текке, завие) было ее представительство в Измаиле. Дервиши (перс. бедняки, нищие) почитали первоначальный ислам и были ближе к шиитам. Основы их учения, с признанием Корана и Сунны - идея личного общения с Богом путем мистического экстаза, порицали роскошь и проповедовали аскетизм.
    Из немусульманских религиозных общин самой крупной в Измаиле была греко-православная. В османской империи под эгидой греческого Константинопольского патриарха были объединены греки, болгары, сербы, молдаване, валахи, грузины. Эпископат, как правило, полностью состоял из греков.

    Ортодоксальное направление христианства в основе вероучения содержит Священное писание (Библию) и Священное предание (постановления соборов, патристику), веру в триединого Бога (Отца, Сына и Святого Духа), молитвы, посещение церкви, исполнение семи таинств: крещения, причащения, миропомазания, покаяния, брака, священства и елеосвящения (соборования).
    Последний раз редактировалось admin; 17.07.2012 в 14:30.

  3. #25
    Постоялец форума

    re: История Измаила. г.Измаил

    продолжение:

    Внешний вид. Внешний вид измаильчан был разнообразен и пестр. В некоторой мере можно представить одежду разных народов тех времен с учетом уже как-то проявлявшихся городских традиций бедной части населения, нивелировавшейся низким уровнем достатка.

    Турки носили чалмы, тюрбаны, халаты, шальвары (шаровары) и туфли. Эвлия Челиби отметил, что местная знать предпочитала татарские шапки, чему по его мнению, способствовало чисто татарское окружение города. В зимнюю пору самые богатые одевались в соболиные шубы, а другие - в овечьи и лисьи шубы с закрытым воротником и сапоги. Бедняки большую часть года носили налын - сандалии на деревянной подошве или сыромятные постолы, но чаще ходили босиком. Зимой мужчины и женщины одевали овчинный кожух или суконную свитку. Сипахи с высоким достатком носили особый тюрбан - бюрюме, отличавший их от общинников. Турецкие женщины, и вышедшие замуж за турка, носили рубаху, сверху длинное платье, шаровары, на голове - платок, возможно, и чадру. Интересно то, что мусульманам - мужчинам запрещено было носить шелковую одежду.

    Волохи (румыны и молдаване) и болгары из простонародья, а они вместе составляли чуть ли не половину населения, носили длинные холщовые рубахи с безрукавками, холщовые либо шерстяные штаны, обязательно широкий шерстяной пояс, на голове - бараньи, смушковые шапки. Женщины надевали на рубаху шерстяную или холщовую короткую кофту, несшитую юбку и фартуки, иногда и спереди и сзади, красивый тканный узкий пояс, жилет из сукна или меха. На голове было обязательно покрывало, косынка или чепец.

    Одежда греков, армян и евреев - мужчин, активно занятых в торговле и ремесле, сохраняла меньше черт традиционного костюма. Для различия было принято постановление: “Все неверные носят голубые и фиолетовые с голубым значком колпаки - шепертма, похожие на татарские, иудеи - с желтым значком”. Мужчины-греки носили часто короткие куртки и неширокие штаны - враки. Гречанки - длинные платья и сарафаны с передниками, на голове - платки. Евреи -ашкендзи сохраняли традиционные длинные халаты, кафтаны, плащи, молитвенные шерстяные шали с кистями, непременно покрывая голову дома и на улице ермолками или шляпами с мехом, на ногах сапоги. Армяне, и мужчины и женщины, носили рубахи и шаровары, женщины обязательно добавляли расшитый передник. Поверх рубахи - архалух, типа длинного сюртука. Поверх надевали кафтан типа черкески, с поясом или шарфом. На голове мужчины носили шапки, а женщины - накидки, на ногах - сыромятные поршни или туфли с загнутым носом, зимой - сапожки.

    Практически все мужчины той эпохи, кроме армян и татар, носили бороды. С конца 17 века, больше в 18 веке в Измаиле селились и татары. Их обычная одежда состояла из длинной рубахи-туники, у мужчин - до колена, у женщин почти до пят с оборкой, и штанов. Рубахи носили без пояса, поверх надевали комзол, у женщин подлиннее. В холод сверху носили бешметы, стеганные на вате, бурки, на ногах - сапожки из мягкой кожи, летом - башмаки, чарыки: беднейшие - лапти с суконными чулками. На голове мужчины была тюбетейка, поверх которой зимой надевали высокую баранью шапку, летом - войлочную шляпу. У татарских женщин были распространены бархатный колпак, обшитый серебряными монетами - кашпау.

    Благодаря старинным традициям ношения национальной одежды жители Измаила выглядели ярко и живописно. По одежде можно было сразу определить национальный и социальный статус человека, даже род его занятий.

    Можно предположить, хотя точных сведений нет, что в турецком Измаиле появились и цыгане (рома), известные в крае с 15 века, но поскольку они были кочевниками, то табор, забредавший на городские окраины, подолгу не задерживался.

    Одежды цыган-мужчин была похожа на одежду соседних балканских народов, женщины носили рубахи и широкие юбки, по нескольку сразу, на голове обязательно - шаль, платок, отличавшиеся яркостью и пестротой, мониста.

    Все эти разноплеменные народы находились в тесном контакте, без которого невозможна городская жизнь. Возникает вопрос: на каком языке или языках они общались? Сразу и ответить-то трудно. Можно рассмотреть его по простой схеме: языки правящего государства - языки местного населения - языки социально-активной части горожан - языки ближайших соседей.

    В османской империи царило многоязычье: от тюркских наречий, ближневосточных до европейских, но главными считались три: арабский язык (язык ислама), персидский (фарси), как литературный и придворный, и “тюрче” - основа будущего турецкого. Многие османцы владели греческим - как наследники Византии. В 16 веке появился так называемый османский язык - “осмалынджа”, заменивший “тюрче” на официальном уровне, оставив его простому народу. На этом языке составлялись все документы и указы. На основе осмалынджа в 16 веке развился “тюрки-и-басит” - заурядный турецкий. Арабский язык понятен был каждому грамотному мусульманину, так как являлся языком Корана, на нем обучали в школах и в армии.

    Тюркские наречия связаны с конкретными группами, проживавших народностей, потому преобладали балканский диалекты с одной стороны, и татарские - с другой. Городские власти - чиновники, офицеры, духовенство - владели несколькими языками, начиная с арабского, османского до турецкого народного как минимум и пользовались услугами переводчиков в других случаях, а кто знал и местные наречия. Языки местного населения формировались в зависимости от предшествовавшего в крае основного языка международного общения - “команеча” (кыпчацкая группа) и восточно-романских наречий, складывавшихся в румынский язык. Скорее всего, что на этой смеси и общался простой народ, т.е. большинство населения.

    Официальным языком соседних с Измаильщиной княжеств Валахия (Царя Ромыняска) и Молдова был славянский язык. Как считают специалисты - вариант среднеболгарского языка. Именно на нем составлены все средневековые документы, летописи, церковные книги, т.е. он как бы играл роль, что и “осмалынджа” у османцев. Таким образом, болгарский язык был очень близок официальному языку Валахии и Молдовы. Его хорошо понимали и русы (украинцы). Учитывая число попадавших в город пленных, невольников, потребность в славянских языках не снижалась.

    Языки социально-активной части населения: греческий, османский и в какой-то мере староитальянский. В греческой, армянской и еврейской общинах внутренними языками были национальные языки, а в миру представители этих народов общались на различных языках, начиная от языка основного населения страны, города в данном случае, и заканчивая языками торговых партнеров. Греков очень часто использовали как переводчиков - тарджуман или драгоман в балканском варианте. Был тогда в употреблении и смешанный армяно-кыпчацкий язык. Взаимодействие знатоков разных языков ценилось. Вот пример составления международного договора: “Я по-польски диктовал валаху, потом - он по-гречески - греку, грек - турку, который и писал договор” - писал Якуб Собески. В 17 веке значение греческого и староитальянского в регионе упало, основные документы составлены на османском языке. Овладевала османским и та часть местных жителей, которая переменила веру, перейдя в мусульманство. Балканские славяне называли таких “потурченцами”.

    Юго-Западными, Западными и Северо-Западными соседями Измаильской земли были болгары, валахи (румыны) и молдаване, Севере и Северо-Востоке - татары и ногайцы. Все они кроме закоренелых степняков - ногайцев, известны в Измаиле. Но всего в нескольких днях пути на Северо - Восток лежали украинские земли, контакт с которыми прерывался, как торговый, так и военный.

    Ученые считают, что для украинцев никогда не было проблемы ни с польским, ни с крымско-татарским, ни с молдавским, ни с турецким или русским языками. В определенной мере в таких случаях возможна и обратная связь. Так что русы, попадавшие в северные земли османской империи, никогда не ощущали себя языковым анклавом, и они понимали и их понимали. Известен почти курьезный случай переписки турецкого агента из Аккермана на украинском языке (по Дашкевичу). Эвлия Челеби заметил, что турецким и татарским языками иногда владели днепровские казаки, из тех же русов.

    Значение чужих языков, спонтанное или целенаправленное, расширяло сознание людей, способствовало пониманию между различными по традициям культуре группам населения Измаила. За почти триста лет османского правления в городе пока не известно ни одного случая острых конфликтов на социальной, этнической либо религиозной почве.
    Последний раз редактировалось admin; 17.07.2012 в 15:27.

  4. #26
    Постоялец форума

    re: История Измаила. г.Измаил

    продолжение:

    Питание. Важнейшим аспектом человеческой жизни в целом и бытовой культуры в частности, является питание. А, по большему счету и духовной культуры, ведь недаром говорят: “Мы есть то, что едим”. Процессы приготовления и употребления пищи отражают традиционные формы поведения человека в обществе, национальные и религиозные установки, структурные связи населения.

    Многонациональный город Измаил уже в давние времена представлял широкий спектр стойких пищевых традиций с общим для всех зерновым типом питания.

    Некоторые прямые сведения на этот счет находим все у того же Эвлии Челиби, который подчеркивал обилие в Измаиле белого хлеба и указал на главные зерновые культуры местных полей - пшеницу и ячмень. Как человека знатного, богатого, его мало интересовала пища простонародья, и он отметил только деликатесы и предметы торговли. С присущей ему восторженностью он пишет: “Очень вкусны тут мед, мясо, сыр, белуга, копченая осетрина, черный кофе...” Архидиакон Павел, сопровождавший своего отца антиохийского патриарха Макария в Москву, на обратном пути через Измаил и Килию пишет, что путешественники купили здесь осетра весом 80 окка (окка - 1,282 грамма), т.е. свыше 100 кг весом за четыре с половиной венецианских талера. Крупные же осетры, по его словам, весили по 200 окка и более. Проезжавший патриарх мог позволить себе такую покупку, но вряд ли это было доступно большинству горожан. Почти все огромное количество вылавливаемой красной рыбы солили, коптили и отправляли на экспорт. Туда же шла знаменитая местная бастурма из говядины и баранины.

    Питание измаильских жителей лучше представить, рассматривая пищевые традиции и предпочтения, исходя из стереотипа питания каждого народа, при том, что основные продукты были для всех одинаковы. В Европе 16-17 веков еще не были распространены такие растительные культуры как картофель, кукуруза, подсолнечник, помидоры и др., прибывшие из Нового Света. Практически отсутствовал сахар, вместо которого использовали различные патоки и мед. Из зерновых культур, кроме названных выше, были распространены также просо, овес, полова, привозной рис, редко - рожь. Молочные продукты, по значению стоявшие на втором месте после зерновых, получали от коров, овец и коз. Это молоко, простокваша, сливки, сыры и топленое масло; употребляли пахту и сыворотку. На третьем месте следует отметить овощи и пряные травы: лук, чеснок, капуста (кольраби, краснокочанная, цветная), свекла, морковь, редис, репу, огурцы, салат, шпинат, крапиву, укроп, горчицу, кориандр, эстрагон, душицу, мяту, привозные розмарин, шафран, имбирь, мак. Выращивали бобовые: бобы, горох, чечевицу и фасоль. Растительные масла - были оливковые и конжутное, завозившиеся из южных земель.

    Мясной стол был основан на говядине, телятине, баранине, козлятине, разнообразной птице, для христиан еще и свинина. Употребляли также конину, дичь, яйца. Широко употребляли животные жиры. Из рыбы, кроме красной (осетра, белуги, стерляди), были наиболее распространены карп, лещ, судак, сом, щука, тарань, которых ели в вареном, жареном, печеном, копченом, соленом и сушеном виде. Соленую рыбу давали в счет жалования воинам. Из фруктов - яблоки, груши, черешня, вишня, слива, а также виноград, арбузы, дыни, орехи грецкие, называемые тогда волошскими. Привозили изюм и инжир. Из готовых напитков в городе имелись пиво, брага (боза), дозволенная мусульманам, вино и водка для не мусульман.

    Кухню всех измаильчан в целом можно отнести к средиземноморской, объединяющей балканскую, греческую, турецкую, и в определенной мере, армянскую, не лишая колорита каждой в отдельности. Главные различия помимо религиозных установлений, были скорее социального порядка, определявшего количество трапез в день и их меню. Обязательной была молитва перед едой, а для многих и после еды. Большинство при еде не использовали ложек, да и вилок еще не было.
    Ели с помощью хлеба, кроша его в блюдо и поднося руками размокший хлеб ко рту. Мужчины и женщины, как правило, ели отдельно. У мусульман домашние ели на женской половине, но гости - на мужской.

    Простолюдины во время трапезы ели обычно одно блюдо: зерновое, бобовое, овощное или смешанное.
    Зимой преобладали различные лепешки и каши. Лепешки с кислым молоком или пахтой часто были единственным блюдом во время завтрака или обеда. Беднота ела ячменный или просяной хлеб, иногда с примесью пшеницы. Зимой подавали горячую похлебку из ячменной муки с добавлением сушеного творога. Жители побогаче варили пшеничные каши с маслом или мясом и с чесноком, плов (у тюрков - пилау) из риса, к которому подавали мясо или курицу, кебабы (мелко нарезанное мясо).

    Хлеб пекли как дрожжевой, так и пресный, особенно широко распространенный у восточных народов, в виде различных лепешек. Многие блюда, у разных, но проживающих в тесном контакте народов, были по сути, одинаковы, лишь по иному назывались. Но все-таки нельзя отметить национальные кухни.

    Собственно турки составляли незначительную часть жителей Измаила, но учитывая возраставшее число татарского населения, доля восточных традиций в питании была высока. На первом месте в их питании были хлебные изделия - тонкие пресные лепешки юфка, реже из квашеного - пиде, те же лепешки, смазанные после выпечки яйцом и маслом - чуре и большие хлеба из кислого теста - майалы-хамур. Традиционная лапша - рэште, из пресного теста, высушенная на солнце хранилась в больших глиняных кувшинах с широким горлом.

    Основное горячее блюдо зимой - чорба (шорпа - у татар) из пшеничной крупы с сушеным творогом, или из чечевицы, по возможности готовилась на мясном бульоне. Подавали также похлебку из бараньих потрохов, горячий студень из бараньей ноги (пача). Летом делали холодную похлебку джаджик из айрана (йогурт, разбавленный водой), огурцов, пряных трав и чеснока. Мясные блюда, как правило, праздничные, включали разные виды шашлыков, кебабов, маленькие котлетки - кюфте (типа тефтелей с рисом). В качестве заготовок впрок делали коурму - зажаренное баранье мясо закладывали в глиняные горшки и заливали растопленным жиром. Популярна была долма (дословно - “наполненный”), т.е. известные голубцы из виноградных листьев с овощным или мясным фаршем, а также другие фаршированные овощи, распространившиеся позднее - баклажаны, кабачки, сладкий перец, и позже них, наверное, только в 18 веке - помидоры.

    Мужчины на отдыхе, вспоминая далеких кочевых предков, использовали древнейший способ в приготовлении куй укебабы - подготовленную баранью тушу, завернутую в шкуру, клали в раскаленную яму, и, присыпав сверху, разводили огонь.

    Чай, кофе распространились только во второй половине 17 века. В раскопках на территории крепости Измаил особенно часты находки фаянсовых чашек производства малоазийских центров Изника и Кютахьи. Чай был дорог и редок. Вместо чая пили отвары мяты или тимьяна (чабреца). Популярны были фруктовые напитки с медом - шербеты, айран, йогурт (простокваша из овечьего молока). Готовили пекмез - виноградный сок, уваренный до консистенции меда. Мусульманский запрет на вино (Коран, сура 5 “Трапеза”) обычно соблюдался, но турки и татары употребляли не только слабохмельные напитки типа пива, бозы (напиток из просеянной муки), но и более крепкие.

    В кухне татар преобладали просяная каша, те же лепешки. Популярным был бэлеш с начинкой из мяса и пшена, особо лакомым - вяленый гусь. Предпочитали конскую вяленую колбасу - казылык. Из молочного - катык - вид кислого молока, каймак - густые овечьи сливки, корт - творог. Ритуальным блюдом служил мед, смешанный с маслом. Некоторые духовные лица ели только ячменный хлеб. Ни турки, ни татары не употребляли свежего молока.

    Армяне пекли традиционный армянский хлеб - лаваш, тонкие как бумага большие лепешки, замешанные из муки, соли и воды. И матнакаш - толстые круглые лепешки, часто с пальцевым узором, смазываемые маслом и посыпанные кунжутом. Заготавливали лапшу - аршта.
    Последний раз редактировалось admin; 17.07.2012 в 15:28.

  5. #27
    Постоялец форума

    re: История Измаила. г.Измаил

    продолжение:

    Традиционным блюдом была ариса - каша с разваренным мясом и кюфта (тефтели) в супе, толма (описанная выше долма), хаш - горячий студень из бараньих ножек, из напитков - кислое молоко - мацун, пахтан-тан, а также сыры, масло, вареное и жареное мясо, в том числе свинина. Особенностью было использование множества пряных трав, свежих, сушеных и даже вареных.

    В кухне греков было много общего с выше названными, популярностью пользовались фасолевые блюда, долма, тушеные овощи, кислое молок и сыр.

    В кухне евреев важную роль играл кашрут - религиозные табу на смешение мясного и молочного, бесчешуйчатую рыбу, свинину, нежвачных непарнокопытных животных, и особый ритуал приготовления пищи. В основе питания - та же мучная пища, каши, лапша, молочные, мясные, овощные блюда, яйца; жир только растительный. Популярны фаршированная рыба, жаркое. Особое внимание ритуальной пище в субботу и праздники. Ее составляли пресный тонкий хлеб - маца, плетенные булки - хала, треугольные пирожки с маком и многое другое (фрукты, мед, рыба) в зависимости от праздника. Все используемые продукты в еврейской кухне должны были быть кошерными, чистыми, потому, что “пища превращается в нашу плоть и кровь”, а запрещенная пища, как учит Тора, есть мерзость для Божественной души.

    Очень сходной была кухня православных народов - валахов, румын, молдаван, болгар, русов (украинцев). У румын и молдаван ежедневной едой была мамалыга (заменявшая хлеб у простонародья), только варили ее из просяной муки или пшена, у румын также делали мэлай (лепешки). У тех и других готовили чорбэ - овощной суп, тертутэ и плачинтэ (тесто с брынзой), протертую фасоль с чесноком, брынза - кашкавал (сыр). В праздничные дни, а у зажиточных людей почаще подавали токанэ - жаркое, мясо, печеное на грэтаре (решетке) и рыбу, готовили дроб - блюдо из потрохов ягненка, долму.

    В болгарской кухне во время выпечки хлеба из кислого теста выпаривали виноградный сок (пекмез), пекли пресные лепешки (милина) на воде, яйце и соли, лепешки с овечьим творогом, брынзой (рогувачки), варили мляко (молоко) с лапшей, бобина чорба (из фасоли). Делали каварму, пастрому (бастурму), баур - начиняя толстую кишку рисом и ливером, рибник - запеченую рыбу в соусе из масла, красного перца и лука, тушили мясо в острых соусах. Из напитков предпочитали кисломолочные, бозу, и борч (хлебный квас). болгары сохранили от тюркской прародины ритуальное блюдо курбан (тюрк.”жертва”): на поминки варили баранину, добавляя в воду только лук и соль.

    У русов подавали борщи (сходные с чорбой), юшки - супы на различных отварах, каши, особенно пшено и гречку, галушки, вареники с капустой или крупой, лапшу, хлеб из кислого теста - каравай, сыр, яйца, рыбу; мясо птицы - по праздникам. Популярна была свинина и свиное сало.

    Православными народами соблюдались посты, тогда избегали скоромной пищи. На православные праздники готовили кутью, сдобные куличи, творожную пасху, красили яйца, мясные блюда и рыбные, подавали фрукты, мед и многое другое.

    Жизненный уровень народа заметно снизился в начале 17 столетия, резко возросли цены на продовольствие (в сравнении с предшествующим столетием в шесть раз). Взрыв дороговизны, в сочетании с засухами и не урожаями, привел у угрозе голода, а во многих районах страны к голоду, и тогда принимались административные меры предупреждения недовольства населения. Первой мерой у османцев было наложение запрета на зарубежные поставки зерна, мяса и масла и усиление контроля за ценами на рынке. Сохранялись лишь поставки продовольствия в османскую армию.
    Последний раз редактировалось admin; 17.07.2012 в 15:28.

  6. #28
    Постоялец форума

    Измаильские аборигены. История Измаила.

    Измаильские аборигены

    ГОРОД Измаил был полон замечательнейшими старожилами, о которых можно написать не один роман. Чтобы не впадать в крайнюю мелочность, постараюсь в кратких словах воздать должное всей этой галерее гоголевских и щедринских типов, в большинстве случаев радушных и симпатичных, хотя и не всегда поло жительных.

    ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ШОПОВ. Только при таком тишайшем правителе, как исправник Шульга, могли жить, уживаться, наслаждаться и процветать типы вроде знаменитого и достойно чтимого дисконтера, банкира или тайного и явного ростовщика Георгия Васильева Шопова. Болгарский подданный и патриот, он прожил в Измаиле почти безвыездно долгую 83-летнюю жизнь, посвятив свою многостороннюю «деятельность» Бессарабии, особенно Измаильскому уезду. Происхождения бедного, выросший на перце, мамалыге и в постолах, Шопов закончил свой век во дворцах,в довольстве и холе, на курортах, оберегаемый заботливыми «хозяйками», опутав много сотен несчастных людей цепкой паутиной векселей, неустоек и огромных процентов. Первым этапом жадной шоповской карьеры была постройка Поляковской железной дороги, на которой он снабжал бедных подрядчиков и грабарщиков мелкими ссудами. Потом перевел на дисконт, под верное обеспечение драгоценностями, векселями, не брезгуя небольшими ссудами под бриллианты, часы, кольца и прочее. Спустя некоторое время Георгий Васильевич занялся исключительно крупными закладными под дома, паровые мельницы и имения. Измаил на половине своих домов изведал щупальца Георгия Васильевича, и десятки имуществ перешли в его владение. Крупные имения перешли к его племянницам и зятьям братьям Радионовым, родному же брату своему Матвею Васильевичу, Шопов построил в Рени огромные лесопильные фабрики, установив экспорт леса за границу, соорудил мельницы, заводы и все, что выстроил, прибрал в конце концов к рукам своим всякими способами, обратив свою родню в прислужников. Брата своего Матвея Васильевича довел до петли. Приехал бедный старик в Измаил за помилованием и помощью к Георгию Васильевичу, чтобы перехватить для передышки кредит, а получил от миллионера - брата стереотипную фразу: "Пойди повесься». В отчаянии Матвей Васильевич пришел в гостиницу и повис на крючке... А вместе с тем родной сын его, Георгий Матвеевич, воспитанный своим дядей Георгием Васильевичем за границей и наследовавший потом ему, не смог даже помочь отцу, будучи в черном теле у родного дяди. Окончил жизнь Шопов вне своего дома, без родных и близких. Будучи на склоне лет, он выезжал на курорты, что немало послужило его физическому процветанию. Георгий Васильевич весил 9,5 пуда и мог передвигаться только на пароходах и в приспособленных для него специальных вагонах. Чувствуя приближающийся расчет, он привез в Измаил для своих похорон блестящий катафалк, приписав его к Соборной церкви. Но не суждено было Георгию Васильевичу прокатиться на приготовленной колеснице: похоронив раньше свою «хозяйку» дома, он умер в далекой Одессе, в гостинице «Петербургской», куда эвакуировался во время революции. Перед кончиной завещал свое многомиллионное имущество благотворительным учреждениям в Болгарии и только часть нажитых богатств оставил обездоленным наследникам, создав им ряд процессов, в которые они вложили почти все полученное наследство.

    СЕМЬЯ ЗАХАРИАДИ. Пять братьев Захариади — по происхождению греки, переходившие по курсу политики то в румынское, то в русское подданство. Дети их также воспитывались в разных учебных заведениях в Румынии, России и за границей; наиболее богатые и интеллигентные помещики, некоторые с европейским образованием, владельцы обширных имений и домов в Измаиле. В широких размерах вели культурно – земельное, экономическое и виноградное хозяйство, заводы лучших экспонатов, получавшие на выставках отличия и медали по скотоводству, коневодству, свиноводству и проч. Все братья, в высшей степени порядочные и корректные в обращении, были выдающимися общественными деятелями южного края.


    Один из них, Захарий Александрович, был несменяемым председателем Измаильского Непременного Земского Комитета и уездного Земского Совета, другой, Иван, был измаильским городским головой; третий — французским ученым, профессором, а четвертый, Александр, как по образованию, так и по ведению сельского хозяйства и племенного окота, являлся просвещеннейшим помещиком - агрономом. Его вина были известны далеко за пределами Бессарабии. Выдающийся спортсмен, человек редкого гостеприимства, Александр Захириади широко принимал членов экспедиции особого назначения во главе с адмиралом Веселкиным. Он сделал одно из самых крупных пожертвований для создания во время последней войны плавучего лазарета «Сестрица», а для госпиталей преподнес шесть племенных тирольских коров. В 1918 году прекрасное имение Захариади - Чумай — было дотла сожжено и разорено большевиками, виноградники уничтожены, огромные погреба наилучших вин французских лоз разграблены. Сам Александр Александрович из бывшего европейского культуртрегера обратился в скромного, замкнутого землевладельца; от дворца остались одни развалины, а прочие постройки сравнялись с землей. Нельзя не упомянуть о семьях этих прекрасных людей и помещиков. Жены братьев Захариади были столь же гостеприимны и интеллигентны. Им обязана своим процветанием и культурным бытом многочисленная измаильская греческая колония и местные учебные заведения. В Измаиле была греческая церковь, в коей отличался по вокальным качествам концертный хор, руководимый мадам Захариади — Аспазией, супругой Константина Александровича, окончившей Венскую консерваторию и имевшей широкую известность. Все благотворительные концерты, вечера, балы, создаваемые и руководимые мадам Захариади, проходили всегда при полном сборе и редком артистическом успехе. И хотя греческое общество было в своем кругу несколько замкнутым, но к общественным интересам оно относилось очень чутко.

    ИВАН ИВАНОВИЧ ТОМОВ. Маститый старожил прежнего режима был виднейшим коммерсантом и землевладельцем. Его дети получили образование в высших учебных заведениях России. Один из сыновей— Василий — известный общественный деятель, сенатор в Румынии; второй — Иван, крупный помещик, видный городской деятель, а третий — Георгий — выдающийся экономист - помещик, доверчивый к окружающим бессарабским патриотам, погиб после революции при переезде через Днестр, утопленный бандитами. Хозяйство братьев Томовых, состоявшее из трех образцовых имений, давали большой экспорт. Их добросовестность и кредитоспособность были известны как галацким, так и одесским банкирам экспортерам.

    Не менее замечательным аборигеном Измаила был член Государственной Думы, землевладелец и коммерсант АРЕФА ЭММАНУИЛОВИЧ ТРЕТЬЯЧЕНКО. Он получил образование в Харьковском ветеринарном институте. Малоросс по происхождению, крайне прямолинейный, всегда резал «правду - матку» окружающим и в особенности начальству, у которого был не в фаворе, а на замечании как неуживчивый элемент, зато с ним все считались и его побаивались. Будучи в Петербурге представителем в Государственной Думе, он стойко защищал интересы Бессарабии, но в большинстве случаев говорил мало. Остроумный местный коммерсант Дулицкий говорил о нем:"Что Третьяченко?.. Третьяченко? Да он же сидит там в Петербурге, пид возом, як деревенская собаця, попавшая в город на базар..." Но Третьяченко как большой патриот, консерватор, храбрый до произвола, делал свое дело. При приходе большевистских банд он с малолетними сыновьями, домочадцами и малочисленной дворней сумел отстоять свой хутор под Измаилом, окопавшись и отстреливаясь из охотничьих ружей. Делал вылазки и отбивался врукопашную от нападавших, успел продержаться трое суток и защитить семью от сотни ринувшихся на хутор Арефы с погромными целями резервистов.

    Арефа Эммануилович был щедрый благотворитель и жертвователь. Творил он много, но в тиши, стараясь, чтобы правая рука не знала, что делает левая.
    Последний раз редактировалось admin; 17.07.2012 в 15:30.

  7. #29
    Постоялец форума

    Кузнецы Измаила. История Измаила.

    Кузнецы Измаила

    Раньше, пока еще не закончился срок перепланировки старого погоста под Парк памяти на его территории было очень много красивых, художественно оформленных памятников из металла ручной работы.
    Эти художественные изделия из металла представляли собой вершины мастерства измаильских кузнецов и показатель виртуозности их обращения с горячим металлом (холодной обработки металла тогда еще не существовало). Хорошо запомнился коренным измаильчанам памятник напротив беседки Бурта, изображающим солнце.

    Его нельзя было не заметить, даже если Вы шли просто мимо, по своим неотложным делам, так как он был выше всех сооружений, и над ними высотой около четырех метров, на вершине стройного обелиска. Его не могла загородить даже буйно разросшаяся сирень.

    Обелиск с изображением солнца стоял против входа в усыпальницу семейства Бурта. Диск солнца мастер изготовил из квадратного прутка толщиной около 3-х см. Лучи солнца показывали излучение тепла и света. Они тоже были железными и рассчитаны на века. Мастер изготовил лучи разной длины и расположил их так, что прохожие воспринимали изделие как настоящее, а проплывающие мимо облака придавали ему эффект участия, то есть все взглянувшие на него ощущали в ответ улыбку, независимо от того, была ли это ясная погода или пасмурная.

    Сейчас трудно сказать, что это было. То ли конкретно чей-то памятник, то ли это единый ансамбль с беседкой семейства Бурта, то ли общий памятник греческому богу Солнца.
    Когда территорию стали перепланировать, обелиск сломали бульдозером и вывезли, а кузнечное изделие — «солнце» еще несколько лет валялось на земле.

    Спрашивается, откуда в далеком, окраинном городе Измаиле такие шедевры кузнечного искусства XIX века?

    Чтобы получить ясность в этом вопросе, нужно заглянуть немного в историю Измаила. Юридически днем рождения Измаила считается 1 октября 1812 года, когда был издан царский указ об образовании города Тучкова. На самом деле, поселение людей и мастеров, в частности кузнецов, образовалось здесь намного раньше, еще до появления широко известной крепости «Измаил».

    Судите сами, для того, чтобы построить любую крепость, нужны огромное количество рабочих рук и строительные материалы. Сейчас эти стройматериалы завозят железной дорогой и машинами из других городов, где их изготавливают специальные заводы. А в 1775 году не то чтобы где-то были заводы, простых дорог не было для конной повозки!

    Турки строили крепость среди болот и озер. Стройматериалы искали и изготавливали на месте. Для этого и наняли лучших инженерных в передовых странах того времени: Германии, Франции, Бельгии. Эти инженеры сначала стали возводить заводы и фабрики для изготовления и заготовки стройматериалы. То есть сначала стали строить стройиндустрию, и только потом — крепость. На все про все ушло 15 лет, а крепость до конца построить так и не успели. Штурм она встретила недостроенной.

    Ну а что же, конкретно, построили еще до крепости? История стройиндустрии Измаила и образование «Заводской магалы». Для заводов и фабрик, обеспечивающих стройку, крепости определили участок на территории будущей «Новой крепости». Сейчас этот участок можно определить такими ориентирами: станция обслуживания автомобилей (СТО), районная больница, стадион. Он так и остался промышленным. Здесь сейчас сейчас расположены: ГОРСВЕТ, СТО, Черноморгидрострой (гараж), РСУ и др. Поэтому нынешняя ул. Капитана Семенюка, раньше называлась Фабричная. А площадь Капитана Семенюка раньше служила местом стоянки гужевого транспорта.

    На том месте, где сейчас СТО, в период строительства крепости, располагался заводик по обработке металла. Он состоял из двух частей: литейный участок и кузнечный. Литейный участок изготавливал втулки для деревянных колес, кувалды, молотки, кирки, заклепки и так далее. Кузнечный — это основное место металлообработки и ремонта карет и повозок.
    Последний раз редактировалось admin; 17.07.2012 в 15:31.

  8. #30
    Постоялец форума

    Кузнецы Измаила. История Измаила.

    продолжение:

    В Парке памяти тоже есть образцы художественной ковки: это оконные решетки: в церкви Жен Мироносиц и поминальной беседке семейства Бурта. В первую очередь эти решетки говорят о том, что и в те времена были криминальные элементы. Это обстоятельство и заставляло укреплять окна от постороннего проникновения дополнительной преградой.

    Так в чем же выражается мастерство кузнеца? Решетка как решетка — ничего особенного, разве что не видно швов и грубых заклепок абзаца. Мастерство не только в этом. Немаловажно видимо и то, что эти решетки, в данном случае, выполняют, в первую очередь, роль украшения, и только во втором случае — преграду. Глядя на храм, мы воспринимаем его красоту в целом. Отдельно решетки не бросаются в глаза, мы их вроде и не видим. Но если их убрать — красоты станет меньше!

    А теперь представьте на минуту, что завтра этих оконных украшений не будет, а вместо них — поставят обычные железные прутья в клеточку! Противно, правда? Мы сразу почувствуем, что куда-то исчезла практически главная часть красоты. А теперь посмотрите на центральную беседку парка. В ней нет оконных рам, а только кузнечные решетки. А воспринимается как законченное произведение искусства. А вот если бы их не было, то было бы впечатление, что это графские развалины, которые нужно убрать. Это тот случай, когда решетки совсем не для защиты, но и не стоят зря! Красота очаровывает всех. Сооружение стоит уже 104 года, и никто даже не дотрагивается.




    Судьба кузнецов после строительства крепости.
    После строительства крепости работы у кузнецов резко убавилось. Поэтому они вместе со своим заводом перебрались в район магалы «Кавказ», чтобы обслуживать окружающие села. Литейщики расположились в районе, где сейчас городская свалка (полигон для твердых отходов), а кузнецы вдоль нынешней ул.Пушкина (кузнечная), от магалы и до нынешней автостанции. Раньше на месте здания автостанции стояла мельница, а на площади, где сейчас автобусы, стояли повозки крестьян с зерном. Пока ждали очереди на помол, можно было обслуживаться у кузнецов и подремонтироваться. Удобно обоим!

    Обычный состав кузнечной мастерской — 4-е человека: кузнец-мастер; помощник кузнеца-подмастерье, горновой (обслуживал горновую печь) и разнорабочий (подсобник). Самая тяжелая работа — у помощника: мастер знает, где плющить раскаленный металл и показывает это место молоточком, а помощник плющит это место (или рубит) кувалдой. И так целый день. Обид не было: мастер раньше то же был помощником!

    Специализация и сотрудничество. К этому времени кузнецы уже стали разделяться по профилю работы: одни делали только телеги и повозки, другие занимались каретами, а третьи выделились в группу художественной ковки. Они делали решетки, ограды, уличные светильники, каминные решетки, украшения и инструмент. Коновязи и много чего другого. С кузнецами стали сотрудничать художники. Они разрабатывали для мастера образцы изделий в рисунках. Составлялись целые альбомы рисунков для изготовления оград, памятников, ворот, калиток, дверных козырьков, фамильных вензелей. Можно было заказать изделие по образцу из альбома или персонально.

    Что сохранилось сегодня? Персональные заказы изделий порой отражали всю биографию заказчика. К примеру — решетка дверей главного входа в здание бывшей центральной почты. Или дверная решетка главного входа в здание УЖКХ: вверху изящный вензель (фамилия, имя, отчество) бывшего владельца выполнен из черного металла. Пером не выпишешь, тренироваться надо! А на дверях: решетка изображает, в зале круглые столы и вокруг стола четыре стульчика. Все изящно переплетено виноградной лозой. Лоза изгибается и уже напоминает бутылку с вином и рядом самый настоящий штопор. Ну как?

    Над дверями сохранившихся зданий бывших известных в Измаиле купцов Станчу и Андрейчу, в поле дверного козырька из вензели — взор не отведешь, хоть печать делай!
    Последний раз редактировалось admin; 17.07.2012 в 15:33.

  9. #31
    Постоялец форума

    От Ялпуга до Дунайца. История Измаила

    От “Ялпуга” до “Дунайца”

    Первая футбольная команда в нашем регионе, отметим справедливости ради, была создана даже не в Измаиле, а в Болграде в начале 20-х годов прошлого века. Называлась она «Ялпуг».

    Почти десять лет спустя появилась футбольная команда и в нашем городе. Называли ее поэтично - «Виктория» («Победа»), а с 1939 года – «Четатя Измаил» («Крепость Измаил»). В составе команды тогда играли такие известные горожане, как Борис Моисеевич Гельфан и его старший брат, а также Пётр Михайлович Мураневич.

    Уже в советские времена Б.М.Гельфан более двадцати лет возглавлял Измаильский горспорткомитет. Мураневич во время войны был парашютистом, десантировался в тыл врага, работал в подполье. Из фашистской тюрьмы в Молдавии бежал, но долгожданная советская власть обвинила его в предательстве и отправила в сталинские лагеря. И, тем не менее, в 1957 году, в далеко не «футбольном» 37-летнем возрасте, Пётр Михайлович снова вышел на поле, чтобы сыграть несколько матчей за измаильский «Буревестник». Много лет проработала учителем физкультуры в измаильской школе №4 Анна Павловна Мураневич – вдова легендарного футболиста, тренер по спортивной гимнастике.

    Довоенный измаильский футбол не ограничивался внутригородскими матчами. Играли с футболистами из Тулчи, у которых последнюю встречу перед войной, в 1939 году, выиграли с разгромным счетом 6:0. В Аккермане (ныне Белгород-Днестровский) встречались с командой «Тирас». Кульминационным моментом в истории довоенного футбола в Измаиле было участие нашей сборной в играх на Кубок Бессарабии, организованных за счёт состоятельного измаильчанина В.В.Тиля. Как видим, спонсоры-покровители были всегда. Но спортивную форму участникам приходилось покупать за свой счёт…

    Так вот о Кубке. Измаильчане сражались с кишинёвцами, с тираспольцами. Звучное название носила команда Черновцов – «Штефан Челмарэ», в честь Стефана Великого, покровителя Молдовы. А вот название кишиневской команды, пожалуй, в переводе не нуждается: «Спортинг студентес». Команда Килии в те далёкие времена, по свидетельству современников, играла даже с Бухарестом… Так что у придунайского футбола богатая родословная.

    С приходом советской власти (1940 год) первым довоенным председателем горспорткомитета Измаила стал Пётр Дога, брат известного молдавского композитора. Говоря об истории местного футбола и спорта в целом, нельзя не вспомнить братьев Алексеевых – Георгия (для болельщиков – Жока) и Павла. Это были игроки европейского склада, принадлежавшие к румынской школе футбола. Автору этих строк не довелось видеть Павла Николаевича Алексеева в игре. Моё поколение знает его как квалифицированного футбольного судью, а в 60-70-е годы - председателя ДСО «Авангард». Не раз в поездках на соревнования в придунайские страны мы пользовались его помощью как переводчика.

    В 1949 году в Измаил прислали первого тренера-профессионала Михаила Михайловича Сницаренко. Он и возглавил отделение футбола в городской ДЮСШ. Позднее мне посчастливилось всё в том же «Авангарде» работать с этим ярким человеком – Михмихом, как мы его называли. На всю жизнь запомнилась его присказка: «Ап!» («Вверх!»). Согласитесь, достойный девиз для спортсмена, особенно в нынешний футбольно-олимпийский год.

    Валерий МЕССОЙЛИДИ
    Последний раз редактировалось admin; 17.07.2012 в 14:22.

  10. #32
    Постоялец форума

    История Измаила. г.Измаил

    Кто такие скауты?

    В последнее время стали появляться неформальные молодёжные объединения, порой весьма негативного характера: панки, скинхеды, различные неонацистские объединения и др.
    Стали возрождаться и старые, давно забытые формы воспитания, одной из которых является скаутское движение. Помнится, во времена моего детства о скаутах было известно немного. Мы только знали, что существовала такая организация детей буржуазии в 20-е годы, ненавидящих пионеров. При этом образ пионера вырисовывался светлыми красками, как у Гайдара Мальчиш-Кибальчиш, а скаута, наоборот, - тёмными, как Мальчиш-Плохиш. Так кто же такие скауты?

    Основателем скаутизма был английский полковник Роберт Баден Пауел. В 1908 году им был создан первый в мире скаутский лагерь для мальчиков. Он же стал автором книги о новом методе воспитания детей и молодёжи. Скаутинг - это, прежде всего, образ жизни, основанный на физических, нравственных и религиозных принципах. Человек, вступивший в скауты, даёт торжественное обещание жить по закону верности Богу, Родине, другим людям.

    В России первый скаутский отряд был создан 30 апреля 1909 года. Произошло это в г. Павловске под Петербургом, и носил он вначале военизированный характер. Создал его офицер лейб-гвардии Олег Пантюхов. Накануне Октябрьской революции в России было около 50 тысяч скаутов, но в 20 годы движение стало сворачиваться, так как на арену выходила Всесоюзная пионерская организация им. Ленина.

    В нашем крае это движение имело место в начале 20-х годов, когда Бессарабия находилась под аннексией Румынии. В Измаиле была основана когорта скаутов 20 декабря 1921 года. Организатором её был молодой преподаватель мужской гимназии Дмитрий Крестеску. Состояла когорта из сотен и носила название "Крепость Измаил". А все скауты при какой-либо школе или организации составляли свою сотню. Так, по архивным данным, в 1921 году в Измаильскую когорту, кроме школьных сотен, входили 86 скаутов Богословской семинарии, 80 скаутов лицея "Святого Димитрия", 24 скаута - молодых моряков под командованием капитана порта и 14 скаутов - частные лица. Всей городской когортой руководил учитель ручного труда местной Богословской семинарии Кирице Стан. Скауты носили белые рубашки или блузки, тёмно-синие шорты или юбки, белые береты, белые гольфы, галстук (3-угольный, сине-красный с металлическим зажимом). Председатель сотни носил аксельбант.

    Так как скаутизм предусматривает воспитание любви к Родине путём исследования, изучения своего края, то способствует развитию туризма. Вот поэтому скаутов ещё называли юными разведчиками. В Измаильском архиве хранятся документы о развитии туризма в городе, о сборах туристов из разных стран, проводившихся в Измаиле в 30 годы. Так, в одном из документов - "Приказы Министерства внутренних дел и уездной префектуры о развитии туризма" - говорится о том, что иностранные скауты разных национальностей будут путешествовать на лодках по Дунаю и Пруту. Так как Измаил входит в их маршрут, то выражается просьба оказать им хороший приём, что и было принято к сведению городскими властями.

    В 1937 году в Измаиле согласно закону "Организация воспитания румынской молодёжи" была создана организация "Стража Церий". Так как "Стража Церий" означает "защитник страны", то в рамках этой организации создавались легионы стражеров, куда входила, в основном, молодёжь допризывного возраста. Сюда примыкали и спортивные общества, в задачу которых входила также подготовка стражеров к военной службе в авиации и флоте, к гражданской обороне. Создавались лагеря и колонии различных видов: мужские и женские, школьные и молодёжные, с конкретными программами, которые предусматривали физическое, религиозное, национальное, патриотическое и нравственное воспитание. Во главе этой организации стоял принц Румынии И.Кароль.

    В связи с такими серьёзными государственными целями движение ширилось и разрасталось. Только в Измаильском уезде к ноябрю 1937 года насчитывалось около 50 тыс. стражеров, а в самом Измаиле - около 5 тыс. Для проведения мероприятий Легиону требовалось помещение. Поэтому 17 ноября 1937 года комендант местного легиона стражеров Кирицэ Стан вместе с директором духовной семинарии Феодосием Богач и директором мужской гимназии Фомой Иваненко обратились в примарию Измаила с просьбой предоставить Легиону зал им. Гавриила Музыческу.

    Выписка из протокола №12 заседания Измаильского коммунального комитета от 26 ноября 1937 г. свидетельствует о том, что беря во внимание декрет "О защите страны", комитет решает передать городской зал им. Гавриила Музыческу и всё, что относится к этому зданию, Измаильскому легиону стражеров для бесплатного пользования на время существования этой организации, но с условием, что проведение там политических мероприятий полностью исключается.
    Эти организации просуществовали в городе почти до 1940 года, до восстановления советской власти в Измаиле, когда на смену им пришла Всесоюзная пионерская организация и комсомол. А в конце прошлого века была сделана попытка возрождения скаутского движения. Координирует его развитие Всемирная организация скаутов.

    (Продолжение следует)
    Татьяна Новикова,
    научный сотрудник музея им. А.В.Суворова

    Последний раз редактировалось admin; 17.07.2012 в 14:23.

  11. #33
    Администратор

    re: История Измаила. г.Измаил

    Коммерческое казино

    В старом Измаиле одним из центров культурной и сосредоточением светской жизни являлось коммерческое казино. Здание было построено на Дунайском проспекте (сейчас пр. Суворова, №29) на средства измаильских купцов в начале девятнадцатого века. Это было самое нарядное и изысканное общественное место в городе того времени: паркет, ковры, кресла – все сверкало великолепием.

    В казино размещался клуб на английский манер и состоял как бы из трех помещений. В центре располагался собственно клуб с биллиардным залом, комнатой для карточной игры; с правой стороны ресторан Димчева, с левой кинотеатр Гессина и Делапорта. Особенность кинозала состояла в следующем: экран находился в противоположной стороне, нежели в бывшем кинотеатре «Победа».

    Большую часть зала занимал партер, и был балкон с местами для зрителей. Так смотрели кинофильмы, а когда выступали артисты, стулья разворачивались, балкон превращался в эстраду с занавесом. Здесь устраивались балы, сопровождавшиеся игрой военного духового оркестра, и давали концерты самые именитые гости. Со сцены звучали голоса таких исполнителей, как Петр Лещенко, который несколько раз приезжал в Измаил вместе со своей женой, танцовщицей Зинаидой Закит и, как правило, выступал под аккомпанемент своей гитары и фортепиано. Выступали знаменитые в то время хоры – Жарова и донских казаков имени атамана Платова, Александр Вертинский, пели Винтов-Вронский, Тамара Дуван, грек Гепарис, московская оперная певица (уроженка Измаила) Олимпия Грозовская, эстрадная певица, первая исполнительница песни «Купите бублички» Иза Кремер, Соборщикова-Самарина. Давал гастроли МХАТ. Пользовались популярностью выступления местного ансамбля «Веселые безработные».

    В него входили скрипачи Цоли и Изи Бурдины, Дмитрий Гаврилов, игравший на виоле Борис Петка-Вульпе, виолончель – Жорж Мизикевич, фортепиано – Яков Левентон, гармонь – Максим Глущенко, гитара – Петр Волканов, вокал – Василий Стасе.

    Так было до 1940 года, а потом началась война. При отступлении советских войск здание казино взорвали. Внутри все было в руинах, а внешние стены уцелели. В1944 году после освобождения Измаила, городские власти решили восстановить здание под кинотеатр. 1 декабря 1944 года решением Измаильского горисполкома разрушенное здание было закреплено за облуправлением кинофикации.

    Восстановление здания совпало с победой над фашисткой Германией, и кинотеатр назвали «Победа». Он долгое время был одним из центров культурной жизни города. 429 мест в зале кинотеатра. В день давалось семь сеансов, в неделю шли три фильма. Потом настало время, когда люди изменили кинотеатрам, удобно разместившись у телевизоров. Кинотеатр опустел.

    Здание бывшего кинотеатра «Победа» является памятником архитектуры. В декабре 1821 года его посетил, путешествуя по Бессарабии, великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

    По материалам газеты "Собеседник Измаила" 10.08.2010

    -
    Где-то в инете вычитал:

    ...Старший советник губернскаго правления фон Ререн, человек очень добродушнаго характера, любил иногда рассказывать о своей находчивости и о проявленных им на прежней службе полицейских талантах. Лет 20 тому назад, он из драгунскаго полка перешел на должность полицмейстера города Измаила и однажды обязан был присутствовать, в качестве распорядителя, при казни преступника-еврея. Осужденный провисел положенное число минут и был снят с виселицы, после чего врач должен был констатировать его смерть. Но оказалось, что забыли остричь длинную, густую бороду еврея и, благодаря этому обстоятельству, затянувшаяся петля, лишив его сознания, не причинила смерти. "Представьте себе мое положение, - рассказывал Ререн, - доктор мне говорит, что жид через пять минут очнется. Как поступить? Второй раз повесить его я считал неудобным, а между тем, смертный приговор надо было исполнить".-"Что же вы сделали?" спросил я, и получил памятный мне ответ: "Велел скорее закопать, пока он не очнулся".
    Ререн признавал, что живого христианина он не решился бы зарыть в землю, но случай с закопанным евреем его не смущал. Он был уверен в том, что поступил остроумно и находчиво.


 

Похожие темы

  1. Измаил – город талантов. Новости Измаила.
    от Новости в разделе Новости Измаила
    Ответов: 1
    Последнее сообщение: 27.07.2012, 12:57

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения

Search Engine Friendly URLs by vBSEO

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51