Добро пожаловать на Измаильский форум.

Реклама на Измаильском форуме


+ Ответить в теме
Страница 2 из 3 ПерваяПервая 1 2 3 ПоследняяПоследняя
Показано с 12 по 22 из 23
  1. #12
    Посетитель

    Re: Знаменитые выходцы из Измаила

    это статья скопирована в данной газеты, выше упомянутой! и информация не много застарелая - Путин не бывший президент России, но действующий!

  2. #13
    Постоялец форума

    Re: Знаменитые выходцы из Измаила

    Сага о Тульчианове
    …Начнем, с того, что здание бывшей Свято-Успенской церкви построено гораздо раньше, чем сообщает архитектор города. В дореволюционных источниках, таких как «Бессарабия» под редакцией П. А. Крушевана, записано, что «каменная Успенская церковь... освящена в 1832 году». Большой знаток истории нашего края Н. Мурзакевич в «Записках Одесского общества истории и древности» в 1848 году отмечал, что на территории крепости «в монастыре находится одна церковь каменная с колокольнею, во имя Успения Пресвятой Богородицы...». Есть и другая предположительная дата сооружения этой церкви —1852 год. Однако в современном справочнике-каталоге «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР» утверждается, что Успенская церковь (охранный номер 1468) освящена в 1841 году. Все это не позволяет согласиться с главным архитектором в том, что Свято-Успенская церковь построена в честь 100-летия Штурма крепости Измаил. Сохранять, реставрировать и использовать культовые здания, разумеется, надо. Но в использовании их сегодня нужен такт. Ведь всем известно, что в кладбищенской церкви Святых Жен-Мироносиц отпевали усопших. Как же будут выглядеть здесь экспозиция по материалам XXVII съезда партии, портреты героев войны и труда, если расположить в церкви музей истории города, как предлагает городское общество охраны памятников истории и культуры? Мотивировка: состояние бывшего здания Дворца пионеров не позволяет разместить в нем музей истории города, как предполагалось первоначально. Так одна ошибка оправдывается другой.
    Между тем здание бывшего Дворца пионеров само по себе, безотносительно к музею истории города, заслуживает заботы и внимания горожан, ибо имеет немалую ценность с точки зрения истории Измаила, Этот особняк принадлежал Ф. П. Тульчианову, который в течение восемнадцати лет вплоть до 1906 года избирался городским головой. В протоколах коммунального совета, хранящихся в фондах музея А. В. Суворова, ему: дана следующая характеристика: «...С самого начала предался он с рвением и всей своей энергией заботам о благоустройстве и процветании родного ему города, проявив при этом: значительное знание и исключительную практичность в деле сложного городского хозяйства, чутко прислушиваясь ко всем нуждам города и его населения, он ничего не оставлял без внимания и употреблял все свои силы в исполнение того, что только представлялось необходимым для пользы и блага города».
    По личной инициативе Ф. П. Тульчианова в 1881 году был построен средний бульвар позади соборной церкви, городская бойня, в 1885 году — здание крытого рынка на Ново-базарной площади, которым мы пользуемся до сих пор. В 1886 году часть улиц в центре города была вымощена камнем, в 1891 году сооружен водопровод. Для укрепления экономики города путём возможно большего сбыта за границу зерновых продуктов через Измаильский порт Ф. П. Тульчианов возбудил вопрос о постройке в порту набережной, которая могла бы служить удобным причалом для судов, прибывавших из-за границы. Набережная была построена уже в 1891 году. А для удобного подвоза хлеба из города были замощены улицы, ведущие к порту: Хотинская, Александровская (ныне проспект Суворова), Училищная (Бендерская), Одесская (Комсомольская) и Пароходная (Белгород-Днестровская).
    В 1882 году в городе было построено шестое по счету приходское училище, а в 1903 году городская мужская прогимназия была преобразована в полную гимназию. Лучшие годы жизни Ф. П. Тульчианов отдал на благо города. В том же протоколе оценены и результаты его деятельности: «Измаил из обыкновенного, ничем не отличающегося от остальных уездных городов Бессарабии стал одним из благоустроеннейших и красивейших уездных городов не только Бессарабии, но и многих других городов России».
    В апреле 1912 года Ф. П. Тульчианову было присвоено звание почетного гражданина Измаила и принято решение вывесить его портрет в зале заседаний коммунального совета, а после его смерти улица Московская, на которой он жил, была переименована в улицу Тульчианова (ныне улица Котовского). Такое уважение к заслугам человека понятно и оправдано. В других городах и сейчас сохраняют здания городских управ, усадьбы и дома людей, в прошлом внесших большой вклад в развитие города, края. Почему же мы так беспамятны и неблагодарны?
    А ведь в 1930 году в этих стенах судили организаторов митинга и демонстрации в Измаиле, а в 1940 году здесь разместился штаб 51-й Перекопской дивизии. С началом же Великой Отечественной войны, как свидетельствуют очевидцы, в подвале здания был оборудован штаб обороны города. Вот здесь музей истории Измаила был бы как нельзя более уместен. А что до кладбищенской церкви, то почему бы не установить в ней орган, оборудовать зал для камерных концертов, и пусть звучит под старыми сводами серьезная музыка, а люди под ее звуки думают о жизни. Тем более, что и площади здесь не позволяют разместить экспозицию. Но тянуть с музеем истории города больше нельзя. Позволительно напомнить, что в июне прошлого года на встрече членов бюро горкома партии с участниками обороны Измаила в 1941 году руководство города заверило ветеранов в том, что музей будет создан в ближайшее время.

  3. #14
    Постоялец форума

    Re: Знаменитые выходцы из Измаила

    Продолжение:

    Еще два года назад ПМК-70 должна была приступить к ремонту бывшего Дворца пионеров, но и посей день процесс разрушения здания беспрепятственно протекает за забором, скрывающим это зрелище от слишком впечатлительных измаильчан. Более того, за это время оттуда исчезло все, что только можно унести или увезти. Снята даже скульптура с фасада. А теперь говорят о ветхости здания. Но оно построено не раньше кладбищенской церкви. Не ожидает ли его судьба церкви Рождества (улица Кутузова, 24) — памятника архитектуры республиканского значения, внесенного в Справочник-каталог под охранным номером 564, свидетельницу многих событий в Измаиле (ведь открыта она была спустя 11 лет после основания города)? Как же могло случиться, что она исчезла с лица земли? Разве не знали об этом архитектор города и общество охраны памятников истории и культуры? Кто же на деле защищает и охраняет памятники и кто несет ответственность за их разрушение? Не случится ли так, что в одна прекрасное утро так же исчезнет и особняк Тульчианова, на месте которого соорудят очередную «коробку» из тех, которые определяют безликость наших городов? Если дело в том, что город не имеет средств на ремонт здания для музея истории, то,' может быть, стоит открыть специальный счет в банке, и я первой начну отчислять на него часть своей Зарплаты.
    О владельце особняка, который передан под музей Придунавья, Ф. Л. Тульчиэнове газета уже писала. К сожалению нам, краеведам, разыскать что-либо из мебели, предметов быта, документов дома Тульчианова пока не удалось. Сколько ни спрашивали, сколько ни искали — все безуспешно. Рассказывают что наследники бывшего городского головы Ф. П. Тульчианова уезжали в 1944 году из Измаила с тремя чемоданами. Все, что было в двухэтажном особняке и в домах родственников, растаскивали новые «владельцы». Их было много. Кабинеты представителей власти обставлялись резной мебелью из особняков. Музейная мебель прошлого века быстро перекочевала к военным. Особенно усердствовали в этом моряки.
    Что же касается самого дома Тульчианова, то в 1944 году там разместился госпиталь, а потом на долгие годы — Дворец пионеров Говорят, еще в конце сороковых годов в зале на втором этаже висела люстра, оставшаяся от прежних хозяев. Когда она исчезла и куда? Есть предположение, что при ремонте Дворца пионеров «опекуны» из Дунайской флотилии люстру препроводили из особняка в иные хоромы. Дом одного из сыновей городского головы Д. Ф Тульчианова, что находился через дорогу от отцовского в 1940-м был спешно занят службой НКВД. Перед отступлением советских войск в 1941 году дом попросту подожгли.
    Собирая самые различные версии об имуществе Тульчиановых, мы узнали, что последний водитель из тульчиановского дома унес две сумки семейных фотографий и несколько лет прятал их на чердаках. Не секрет, что это было опасно. Тайну эту водитель унес с собой. Оставшаяся в живых его родственница весьма преклонного возрасте вспомнить ничего больше не могла. Так оборвалась эта ниточка. Но удача, пусть и небольшая, все же пришла. К нам в музей попали несколько фотографий Тульчиановых. На публикуемом снимке — многие годы занимавший пост городского головы Федор Павлович Тульчианов. да еще и при орденах, которые удалось расшифровать главному хранителю музея Л. И. Чарой. Федор Павлович за особое усердие по благоустройству и развитию Измаила был удостоен орденов Св. Станислава II ст. (на шее), Св. Анны II ст., Св. Анны III ст., Св. Станислава III ст.. Спасителя и медалью «В память царствования Александра ІІІ».

    Художественный снимок сделан в известной фотографии Измаила К. Ф. Лялина, которая располагалась на углу Белградской и Кишиневской. 12 января 1911 года «за высокоплодотворную деятельность Тульчианова для города на которую им потрачены были лучшие годы жизни» от лица граждан Измаила ему была выражена особая благодарность, его избрали почетным гражданином города. Тогда же было решена вывесить его портрет в зале заседаний коммунального совета. Спустя год с небольшим это решение измаильчан было подтверждено соизволением Николая II, Напомню, что улица, где жил и умер Ф. П. Тульчианова, носила его имя (ныне ул. Котовского).
    Среди полученных фотографий есть и снимок представителя третьего поколения Тульчиановых, в то время студента юридического факультета Петербургского университета — Дмитрия Федоровича, ранее окончившего Белградскую императора Александра IIІ гимназию и 25 марта 1911 года избранного на должность городского головы Измаила. В 1912 году он был утвержден членом попечительского совета Измаильской женской гимназии. «Имел светло-бронзовую медаль для ношения на груди на Владимирской ленте, высочайше пожалованную за участие, в разработке вопросов, связанных с празднованием столетия Отечественной войны».
    Д. Ф. Тульчианов был женат на дочери измаильского жителя Захариади Анне Ивановне и имел двух детей: сына Ивана, 1908 года рождения, и дочь Елену — 1914 года рождения. Формулярный список на измаильского городского голову Д. Ф. Тульчианова от 5 ноября 1914 года хранится в филиале Одесского областного архива в г. Измаиле. На долю Д. Ф. Тульчианова выпало все, что принесли в город первая мировая» война, открытие Румынского фронта и последовавшая за всем этим полная разруха е городском хозяйстве. Д. Ф. Тульчианов подал ( отставку в апреле 1917 го да. Шесть раз в Измаиле пытались избрать городского Голову, но все попытку оказались – безуспешными.
    Во все последующие годы никто из руководства города не заботился о сохранении вещей из особняков Тульчианова, Захариади, Бурта, Филиппова и других. Старинной мебелью распоряжались по своему усмотрению и разумению. В основном ее «списывали» и вывозили вслед за отбывавшими военными и гражданскими начальниками, а также их подчиненными. Эта система работает до сих пор. Так, недавно один из «музейных» шкафов, который случайно был обнаружен в одной из служб, мгновенно «развалился и исчез», как только мы проявили к нему интерес. Но, может быть, у измаильчан осталась мебель прошлого века из домов зажиточных горожан. Она помогла бы воссоздать в музее быт того времени.
    Разрушать и расхищать — это, конечно, не созидать. Лучшего, чем особняк Тульчиановых, в городе за пятьдесят лет не построили, не создали и лучшей мебели. Однако и сегодня есть жаждущие хоть что-то да разрушить в этом особняке: будь то флигель парадная дверь. Да и те, кому мы платим немалые деньги за реставрацию, умудряются, делая одно, тут же разрушать другое. От всего этого страдает дело, задерживается создание музея.

    Р. ШИШКИНА, директор музея Придунавья.

    ---------- Сообщение добавлено в 21:20 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 21:15 ----------

    МИХАИЛ ДИОНИСОВИЧ ВАСИЛЮК


    Михаил Василюк – личность, которая оставила
    яркий творческий след в бессарабской культуре. Его литературное
    наследие высокой пробы – достояние Измаильщины: поэмы, песни
    стихотворения и сказки.

    Михаил Дионисович Василюк родился 23 февраля 1942 года в селе Казбах (Лужанка) Тарутинского района в селе переселенцев со Львовщины. Отсюда и прекрасный чистый украинский язык поэта. Долгими зимними вечерами в хате Василюк собирались односельчане попеть в несколько голосов народные песни под аккомпанемент отцовской гармони. Отец учил Михаила игре на инструменте, народным песням. Музыкальные способности и голос у Михаила были великолепными. С детства он очаровывал слушателей своими исполнительскими талантами. Как-то на концерт восьмилетнего Михаила сбежалась вся больница, где он лечил ожоги обеих ног…
    Детство закончилось рано: умерла мать и ему довелось скитаться поводырем слепого отца-музыканта. Работал с малых лет – почтальоном, строителем, музыкальным работником в пионерском лагере. Первые стихи появились еще в юности. Судьба Михаила была связана с художественной самодеятельностью. Он заканчивает с отличием Одесское культпросветучилище, работает в Першетравневом, Кислице, в Черниговской филармонии.
    Десять лет жизни в Измаиле для Михаила Василюка выдались особенно активными и творческими. Он руководил хором, выступал как кобзарь, читал стихи, исполнял народные и авторские (собственные) песни: в школах, на судах, на городских мероприятиях, концертах, вечерах и прочих торжествах. Сильный баритон завораживал слушателя, призывая к сопереживанию.
    С коллективом «Кобзарская дума», созданным им, Василюк объездил много городов и сел Украины, бывал и за границей. Основанный им музыкально-драматический театр в с.Першетравневом гремел далеко за пределами Измаильщины. Сам Михаил Дионисович был прекрасным актером, чья игра на сцене – без фальши и вычурности – свидетельствовала о его разносторонности.
    За достижения на поприще национальной культуры поэт был принят в Союз кобзарей Украины, награждался орденами и медалями.
    М.Василюк любил свой народ, был очарован красотою родного слова. А еще он был творцом, депутатом, гражданином – и все это с большой буквы.
    Михаил Дионисович был любящим мужем и мудрым отцом, немного вспыльчивым, но добрым, до самозабвения. 1 сентября 1991 года на 49 году жизни поэт покинул этот мир. В 1997 году его именем назвали городское литературное объединение.

    «Курьер недели». 23.02.2008

  4. #15
    Постоялец форума

    Re: Знаменитые выходцы из Измаила

    Ушедших дней очарованье



    Каким был Измаил
    в 20-30 годы двадцатого века? Пыльный
    провинциальный городишко королевской
    Румынии. Но люди преклонного возраста
    с теплотой говорят о нем, пишут свои
    воспоминания, хранят фотографии. В их
    восприятии бессарабский уездный город
    представляется чудесным, милым и очень
    красивым городом. Оно и понятно: этот
    город их молодость, а воспоминания о
    нем всегда опоэтизированы.



    Хлеб и женщины. Измаил 20-30 годов двадцатого столетия – небольшой провинциальный городок на юге Бессарабии, раскинувшийся на берегу Дуная, утопающий в зелени садов и виноградников. Около 20 тысяч жителей, 14 действующих церквей, среди них греческая, армянская, католическая, 3 старообрядческие (липованские), 3 синагоги, мечеть. Две гимназии – мужская имени Святого Дмитрия и женская, духовная семинария. Военный гарнизон: 10-й кавалерийский эскадрон, 27-й артиллерийский полк и 28-й пехотный с прекрасным духовым оркестром (около 50 музыкантов). Два кинотеатра, один концертный зал.
    Люди различных национальностей, политических убеждений, занятий, вероисповеданий жили между собой мирно и дружно, всюду звучала русская речь, несмотря на то, что в учреждениях висели таблички, призывающие разговаривать только на румынском, а сам мэр города – элегантный, седой, подтянутый господин Бонев общался со всеми на чистейшем русском.
    Город жил своей годами установившейся, размеренной жизнью, почти все знали друг друга в лицо, при встрече приветствовали друг друга, мужчины вежливо снимали шляпы. Учителя двух гимназий, врачи, юристы, духовенство, бывшие царские офицеры и генералы и наряду с ними люди пожилого возраста пользовались в городе особым почетом и уважением.
    Экономическую основу города составляли частные торговые предприятия, небольшие производственные мастерские, обеспечивающие жителей всем необходимым. Торговый ряд, состоящий из более чем 30 частных магазинов с богатым ассортиментом обуви, одежды, галантереи, посуды, продовольствия, ювелирных изделий, мехов, занимал обширную площадь, там, где сейчас стоит памятник Ленину. Здесь же находилась первоклассная гостинница «Палас» или как обычно ее называли, «рахмутовская» – по фамилии ее владельца Рахмута. В гостиннице, как правило, останавливались все именитые гости города, в свое время это были Александр Вертинский, Петр Лещенко, всемирно известный русский богатырь Иван Заикин.
    В те годы Измаил был портовым городом, откуда представители торговых загранфирм «Дрейфус», «Континентальэкспорт» отправляли зерно по Дунаю в целый ряд европейских стран. Таким образом, южная житница Бессарабии кормила почти пол-Европы. Покупка зерна у крестьян осуществлялась довольно – таки своеобразно и красочно. Город заканчивался там, где в настоящее время находится старое здание государственного университета. Здесь на большой площади размещался известный измаильский «Привоз» (не одесский, конечно). Сюда по базарным дням (понедельник, среда, пятница) крестьяне свозили свой хлеб.
    Юркие, энергичные, недремлющие маклеры упомянутых фирм коршунским налетом захватывали крестьянские подводы. Цены на зерно были в основном стабильные.
    Обе стороны отправлялись в контору фирмы, где владельцы товаров получали за него деньги. Бывало и так, что интересы нескольких «ловцов» сталкивались на одном и том же хозяине зерна. Возникали острые ссоры, перебранка, но к концу дня все успокаивалось, противники утихомиривались и приходили к «консенсусу» в соседней корчме за вспотевшим от подвального холода графином знаменитого красного вина «зайбер».

    В начале 30-х годов итальянской
    фирмой был построен на остове
    сгоревшего в начале века рынка новый
    крытый рынок. Просторное помещение
    с крышей из стекла, с множеством
    магазинов–мясных, молочных,хлебных,
    колбасных, несколько напоминавших
    современные зарубежные маркетинги.

    Они снабжали своих постоянных покупателей высококачественными продуктами без всяких химических примесей. Все и всё покупали на Новом базаре (слово «рынок» не было в обиходе у измаильчан).
    Тремя достопримечательностями славен был наш древний Измаил: чудесным хлебом, красивыми женщинами и одаренными музыкантами.
    Свежеиспеченный по старинным дедовским рецептам, неповторимого вкуса, с хрустящей корочкой, продавался он во многих пекарнях города. Но...батон французский и «докторский хлеб» покупали только у Ефима (Коваленко), столовый калач - у Шимана (Финкельштейна), ржаной пеклеванный с тмином - у тети Маши (Миргородской) на Новом базаре. Мало кто знал и помнил фамилии этих прекрасных, добрых людей, мастеров душистого хлеба, но их имена знал каждый, от мала до велика. Возможно что кто-то из старожилов города вспомнит о них и воздаст дань памяти и уважения тем, кто долгие годы кормил город вкусным хлебом.
    О красивых женщинах Измаила – разговор особый. Их было – как ни в одном другом городе Бессарабии. Половина офицерского состава гарнизона (а это были люди, приехавшие из разных городов) жената была на измаильчанках или выбирала себе в жены только местных девушек. Устраивались конкурсы красоты, на которых почтенное жюри часто заходило в тупик, не зная, кому отдать пальму первенства. И все же в таком нелегком соревновании звание «Мисс Измаил» получала яркая красавица Галя Зубенко. На большом танцевальном вечере в залах клуба «Казино» в торжественной обстановке «королеве» вручал роскошную диадему, денежный приз и ценный подарок сам мэр города господин Бонев.
    Женщине отводилась особая роль в повседневной жизни. Она являлась хранительницей семейного очага, воспитывала духовно и нравственно детей своих, в меру сил и умения помогала мужу в работе. Это был именно тот случай, о котором говорил незабвенный Аркадий Райкин, когда папа зарабатывал чуть-чуть больше, а мама работала чуть-чуть меньше и им не приходилось обращаться в детскую комнату милиции, чтобы там «присмотрели» за их ребенком. В городе были также официально работающие женщины. Это прежде всего учителя начальных школ и гимназий, воспитательницы детских садов и медсестры, два зубных врача – две Розы – Брамсон и Упштейн, хозяйка магазина модных шляп и верхней женской одежды последнего фасона Каневская (тетя Бетя) и, наконец, мадам Кисиленко («Велосипеды напрокат») – одна из наиболее колоритных личностей города.

  5. #16
    Постоялец форума

    Re: Знаменитые выходцы из Измаила

    продолжение: Безусловно, в те годы не все было идеально, не все шло гладко. Рождались дети с отклонениями от нормы в семьях алкоголиков, в городе бывали кражи, совершались преступления, Однако негативные явления не влияли на общее благосостояние и благополучие города.


    Магала, ты моя, магала

    Живущие в многоэтажных домах и индивидуальных – разнятся. В многоэтажках (а они главным образом в центре города) люди десятилетиями живут, не будучи знакомыми. Да что там в доме! – порой и в одном подъезде толком не знают друг друга. А познакомившись, остаются немногословными, торопливыми, здороваются на бегу, кивком головы.
    «Магалянин» - это Вам не горожанин. Живущие в индивидуальных домах (а они в большинстве на окраинах) здесь же родились, вырастали, с раннего детства знакомы. Окраина (магала) диктует свои условия проживания.
    Обусловлено это прежде всего отсутствием городского комфорта. Работа, магазин, школа, рынок обычно находятся на удалении в несколько километров, к тому же в разных направлениях. Автобуса либо вовсе нет, либо к остановке надо, как говорится, семь верст топать. Горожанину пройти пешком три, четыре остановки в тягость. Магалянин считает обыкновенным делом прошагать в день пять, десять километров. А, прожив долгие годы, исходив многие улицы, на склоне лет скажет: «Мои года, помноженные на километры и есть мое богатство».
    Жильцы нескольких кварталов считаются соседями, а живущие в километрах – хорошо знакомы. Знают друг друга не только в лицо, но и по имени-отчеству. При встрече не только здороваются, но и непременно остановятся, чтобы поговорить «за жизнь». В многоэтажке, если соседи ненароком повздорили, через день-другой ссора забывается и жизнь идет своим чередом. В индивидуальных домах всячески избегаются ссоры, тем более по пустякам. А ней дай бог, уж если поссорятся – последствия, как правило, оказываются очень долговременными и могут повлиять на отношения детей и даже внуков. Именно такие обстоятельства иногда вынуждают одну из сторон сниматься с насиженного места.
    Как начиналась автомобильная «эра». В начале тридцатых годов было множество детей на улицах, целые ватаги ребятишек. Сегодня же обратное – очень мало детей, улицы на магале почти безлюдны. А ведь домов стало в два, три раза больше. Приземление сегодня на нашей улице летающей тарелки с инопланетянами, кажется, не вызвало бы столь шумного восторга и удивления, как это было в начале тридцатых годов при первом появлении мотоцикла. На нем помещик – француз бельгийского происхождения Жорж Бурт, приезжал в свое поместье, и таких поместий у него по всей Европе насчитывалось более десятка. Автомобильный транспорт в нашем городе только-только зарождался: автомобили можно было пересчитать по пальцам одной руки.
    Появление в нашем городе первого автомобиля – опять же заслуга Жоржа Бурта. И стар, и мал спешили тогда поглазеть на чудо. Впечатления усиливались тем, что барин сам восседал за рулем мотоцикла, автомобиля и тем самым казался каким-то неземным. С трепетом ребятишки рассматривали блестящий темно-синий «Пежо». С каким благоговением прикасались к нему руками! Видя это, барин всегда хмурил брови и указательным пальцем грозил. Иногда он приезжал на фаэтоне, которым обычно управлял кучер. А случалось, что и сам.



    В шести фаэтонах везут Куцепалова. Лошадь в то время была основным и, пожалуй, единственным тягловым средством. По нынешней улице Осипенко от улицы 28-го июня вдоль базара стоял извозчичий ряд. Около десятка фаэтонов – на манер сегодняшней стоянки такси. Извозчики перекрикивались, обменивались острыми словечками. Здесь же, по нечетной стороне, располагался трактир, где подпитывались и подогревались извозчики. А рядом были кофейня и неофициальная биржа труда. Сюда шли те, кто искал работу, и те, кому была нужна рабочая сила. И сегодня тут (около магазина «Хозтовары») стоит кирпичная арка – это был въезд в заезжий двор. Впрочем, почти все дворы, вокруг базара были заезжими. Там можно было покормить лошадей, починить упряжь, заночевать, не опасаясь за сохранность товара в подводе.
    Но иногда случалось, что в извозчицком ряду – ни одного фаэтона. Это означало, что гуляет Куцепалов. Родители оставили ему большое наследство, а он не нашел лучшего, как широко, разухабисто прожигать его. Если Куцепалов ехал гулять или возвращался домой после кутежа, он нередко нанимал всех извозчиков. В одном фаэтоне ехал сам кутила, в другом ехала его сумка, в третьем – Куцепалова трость, в четвертом – его шляпа, а в пятом фаэтоне возлежали перчатки, в шестом – галоши. Там, где кутил Куцепалов, шампанское лилось рекой, хмельными были не только извозчики, а даже лошади, которых тоже поили шампанским.

    Жил-был конокрад. Вспоминая о людях и лошадях той поры, нельзя не вспомнить еще об одном человеке, которым владела одна, но пламенная страсть. Человек этот, можно сказать, - своего рода легенда. Если бы воришка украл у крестьянина лошаденку, везущую в гору свой собственный хвост, право же, не стоило бы об этом вспоминать. Но речь идет о конокраде бессарабского масштаба. По улице Тимирязева за пересечением с улицей Полевой по четной стороне в те далекие тридцатые годы стоял дом, укрытый папурой «по-немецки», что свидетельствовало о состоятельности хозяина. Этим домом (который при желании можно отыскать и сегодня) с обширным двором-усадьбой и владел знаменитый конокрад дядя Ваня Каймак.
    Каймак – это кличка. Фамилию дяди Вани сегодня вряд ли кто вспомнит (клички вообще имели столь широкое хождение, что нередко становились как бы фамилиями, а фамилии забывались). Он был лет сорока пяти, плотный, выше среднего роста, смуглый, с гусарскими усами, с неизменной сигарой. Дядя Ваня непременно присутствовал на всех конных выставках, ярмарках, аукционах – будь то в Измаиле, Аккермане (Белгород-Днестровском), Тараклии или еще где-то. Ему важнее всего было знать: кому достанется самая лучшая лошадка? А уж потом – день, два, неделя, но будьте уверены, она очутится у Каймака. Технология конокрадства по сей день остается тайной. Когда где-то пропадала самая знаменитая лошадь, полиция приходила к дяде Ване и, как правило, находила ее. Но припереть его не удавалось. «Купил! У проезжих цыган купил!»- ответствовал Каймак.
    Дважды поджигали его дом-усадьбу. Дважды он отстраивался.. Страсть завладеть самым лучшим рысаком не покидала его всю жизнь.
    В 1946-1947 года юг Бесарабии поразила жестокая засуха, принесшая в эти края голод. Пал скот. Не стало лошадей. Множество жизней унес тот голод, не пощадил он и дядю Ваню Каймака.
    …Полным ходом вступала в свои права автомобильная эра.
    Туризм нашего города. Архивные документы, добавляя штрихи к портрету Измаила тех лет (20-30 годы двадцатого столетия), свидетельствуют о том, что это и в самом деле был интересный край, привлекательный не только для его жителей. В Измаильском архиве хранятся приказы министерства внутренних дел Румынии о развитии туризма, переписка с национальными комитетами по туризму и формуляр города Измаила.

  6. #17
    Постоялец форума

    Re: Знаменитые выходцы из Измаила

    продолжение: С марта по август 1936 года в Измаил постоянно направлялись требования составить наиболее полный и точный формуляр города и уезда, а также план, карту и отчет по туризму. Эти данные требовались для составления туристического справочника – «Всеобщего путеводителя по Румынии», где должны были быть представлены все регионы Румынии, включая и дельту Дуная. Кстати, именно нашим краем интересовались туристические организации Англии, Франции, Соединенных Штатов, Швейцарии, Дании, Египта. Национальный комитет по туризму рассчитывал извлечь из этого немалую прибыль, часть которой получила бы и местная казна.
    Из всех материалов этого архивного дела наибольший интерес представляет «Формуляр города Измаила». Из него явствует, что в то время расположенный в дельте Дуная город Измаил был центром Измаильского уезда и насчитывал 25 тысяч человек. Он имел больницу с двумя отделениями – терапевтическим и хирургическим.
    Железнодорожной станции в городе не было, ближайшая – Троянов вал – находилась в 46 километрах от города в районе современного села Табаки Болградского района. Автобусная линия связывала город с железнодорожной станцией, а также с городом Болградом. Зато Измаил имел свой порт и налаженное судоходство.
    Сообщение по воде осуществлялось двумя пароходствами – Румынским речным пароходством (НФР – Навигация флувиалэ романэ) и Румынским Дунайским пароходным обществом (СРД - Сочиетатя ромынэ дунэрянэ). Их суда ходили из Измаила в порты Вилково, Килия-Ноуэ, Сулина, Тулча, Браила, Рени и другие.
    На вопрос формуляра о наличии аэропорта дан утвердительный ответ. Постоянная авиалиния связывала Измаил, Бухарест, Галац, Четатя Албэ (Белгород-Днестровский) и Кишинев.
    Местная почта и телеграф предоставляли свои услуги, причем отмечалось, что телефонная связь «удобна для разговора и слушания днем и ночью».
    Развитая транспортная, а также телефонная и почтово-телеграфная связь способствовали и развитию торговли. По понедельникам и пятницам, отмечается в формуляре, в Измаиле проходили наем рабочих и базары. Но в графе «оптовая торговля и товары местных народных промыслов» стоит: «нет».
    Измаил не являлся ни климатическим, ни бальнеологическим курортом, но возможности для отдыха и интересного времяпрепровождения здесь были немалые. Среди достопримечательностей города выделены кафедральный собор, Памятник героям, монастырь и питомник «Крепость». К природным красотам края отнесена лесистая местность за Дунаем, по-видимому, остров Чатал. Отдыхающим предлагались лодочные прогулки по Дунаю и придунайским озерам. В городе были спортивные, игровые площадки для настольного тенниса, футбола, а в окрестностях водилось много рыбы и дичи, так что любители рыбной ловли и охоты могли предаваться своему излюбленному занятию.
    По-видимому и полвека назад те, кто жил и хозяйствовал в нашем крае, умели не только видеть и ценить его красоту и богатство, но и извлекать из них материальную и моральную пользу, умножая достояние и славу города.

    В дымке воспоминаний. О своем родном городе можно говорить не умолкая, вспоминая какие-то события из прошлого, встречи с интересными людьми.
    Измаил в свое время был тихим провинциальным городском королевской Румынии. Когда-то по экранам союза прошел замечательный кинофильм «Безымянная звезда» с участием Анастасии Вертинской и Игорем Котелевским в главных ролях. Действие в фильме происходило в небольшом румынском городке, в котором узнаваем наш Измаил, его образ жизни, провинциальные нравы, девушки-гимназистки, воскресные гулянья по бульвару.

    На проспекте Суворова напротив кинотеатра «Победа», где был мужской клуб «Казино», располагался Греческий бульвар. Здесь в летнее время играл духовой оркестр 28-го пехотного полка, в состав которого входило 45 оркестрантов. Публика восторженно слушала в его исполнении классическую музыку Верди, Россини, Вагнера, Шуберта, Штрауса. Репертуар был очень разнообразным. А «коронным» произведением оркестра была «Торжественная увертюра.1812 год» П. Чайковского с колоколами и пушечными выстрелами (увертюра исполнялась вечером в парке). Руководил оркестром прекрасный музыкант, композитор Александр Мариан. К сожалению он умер в безвестности и похоронен где-то на малом кладбище в Измаиле.
    На бульваре оркестр играл с 17 до 19 часов, а с 20 часов переходил в парк напротив Покровского собора. Парк был благоустроен, со множеством цветов, в центре – действующий фонтан, скамеечки, постоянно заполненные публикой. В парке росли экзотические деревья субтропиков, за которыми ухаживал садовник (его фамилия была Сиренко). Живописные аллеи сходились в центре парка у фонтана.
    Далее по направлению вверх от собора следовал «удлиненный» бульвар, в конце которого – приблизительно в районе старого пединститута – была уже окраина города. Здесь на окраине размещался «Привоз», куда крестьяне из окрестных сел свозили зерно, а маклеры из различных закупочных фирм его скупали, грузили на баржи и отправляли вверх по Дунаю (в то время королевская Румыния кормила хлебом пол – Европы).
    «Длинный» бульвар не был особой достопримечательностью – просто транзитная магистраль из одного конца города в другой. На нем располагалось несколько киосков, где в летнее время торговали мороженым и прохладительными напитками.
    А на первом месте по значимости был квасной павильон дедушки Текира – так называли его владельца Текирдальяна. Он готовил особый квас с изюмом и знаменитый яблочный пирог по-армянски. Горожане очень уважали этого старика и охотно дегустировали его продукцию.
    Между улицей Садовой и собором располагался «круглый» бульвар (там где были теннисные корты) – место встречи всех юных футболистов города. Главным тренером и судьей футбольных сражений был незабвенный Иосиф Матвеевич Зильберман, еще и игравший в свое время на ударных инструментах в музыкальном ансамбле кинотеатра «Победа».
    В центре города, там, где стоит памятник Ленину, располагалась площадь, на которую выходило четыре улицы и находился большой торговый ряд, называемый по имени его владельца Рахмута «рахмутовским». Здесь размещались всевозможные магазины – продовольственные, булочные, галантерейные, тканей, ювелирный и большая первоклассная гостиница «Паласс». В этой гостинице останавливались приезжие из других городов, среди которых часто бывал артисты. В те далекие времена с концертами в Измаиле побывали такие мастера эстрады, как Петр Лещенко, Александр Вертинский, Изя Кремер, первая исполнительница популярной в те годы песни «Бублички» Лидия Липковская.
    Однажды в 20-х годах в Измаиле побывал Федор Шаляпин, гениальный русский певец. Он побрился в парикмахерской на углу улиц Кутузова и Дунайской, посетил концертный зал имени Е.Музыческу (известный композитор 19 века, уроженец города Измаила). Шаляпину не понравилась акустика зала, и… он уехал, не дав концерта.
    В этом городе было много хорошего и много горьких несправедливых страданий. Дымка памяти стирает плохое, оставляя более ярким в воспоминаниях все прекрасное.

    По материалам газеты «Собеседник Измаила».

  7. #18
    Постоялец форума

    Re: Знаменитые выходцы из Измаила



    Гавриил Вакулович Музическу. Знаменитый румынский композитор. Рожден - город Измаил.

  8. #19
    Постоялец форума

    Re: Знаменитые выходцы из Измаила

    Ихтиандр - наш человек
    Последний раз редактировалось slava15051983; 03.11.2012 в 00:26.

  9. #20
    Постоялец форума

    Re: Знаменитые выходцы из Измаила

    Сергей Дюжиков. Музыкант, создавший первую совесткую рок-группу "Скифы".

    Сергей Дюжиков родился 27 июля 1948 года в Вене, в семье военного летчика, который в составе советских войск в то время находился в Австрии.

    Семья Дюжиковых жила там, куда направляли отца, Александра Ивановича Дюжикова, полковника авиации и командира полка. В 1961 году, когда отец ушел в отставку, семья Дюжиковых поселилась в Измаиле. Мать Сергея - Антонина Федоровна немного играла на аккордеоне, а также преуспевала в спортивной стрельбе и однажды, выиграв соревнования, получила в подарок проигрыватель. Возможность слушать пластинки привлекла внимание Сергея в гораздо большей степени, чем пианино, специально купленное для его музыкального образования.

    До 1963 года никаких особо ярко выраженных интересов у Сергея не было. Как и многие мальчишки, он паял детекторные радиоприемники и строил авиамодели. Однако его жизнь радикально изменилась с того момента, когда он впервые услышал Битлз. Измаил являлся уникальным местом на территории СССР, так как большинство западных радиостанций там не глушились, а главное, там можно было принимать Румынское TV. Приходя из школы, Дюжиков слушал "Радио Свободная Европа", "Радио Люксембург". По словам самого Сергея, Измаил занимал 2-е место в СССР по радиохулиганству. Но в один прекрасный день их всех накрыли соответствующие органы.

    Пытаясь "снимать" или играть нота в ноту западные хиты, Дюжиков открывал для себя новые приемы игры на гитаре, которые в России в то время были неведомы. И вечерами, смотря Румынское телевидение, он мог увидеть выступление Битлов или Роллингов, впившись глазами в экран, пытаясь определить, как играется тот или иной прием.
    Посудите сами: для основной массы населения СССР в то время было вообще немыслимо даже представить себе, что по телеку можно спокойно смотреть Битлов или Ролингов…

    Итак, лишь следуя своей страсти "играть, как они", Дюжиков сам, не отдавая себе в том отчета, становился первооткрывателем Русской Рок-Гитары.
    Первый и основной прием, который открыл Сергей Дюжиков - для себя и для всех нас - был "подтяг". Подтяг - термин Дюжикова, и суть его заключается в плавном изменении высотности ноты за счет изменения натяжения струны пальцами левой руки (у правши).
    Дело в том, что на дорокенрольной, джазовой электрогитаре струны ставились весьма толстые, и если первые две струны являлись просто стальной проволокой, то, начиная с третьей, ставились обвитые струны. Слушая, например, соло из "Can't Buy Me Love" Битлов, многие гитаристы того времени озадачивались: как так ноты плавно перетекают из одной в другую? И, пытаясь перенести это соло на свои толстострунные гитары, терпели крах.
    Дюжиков же видел по румынскому телевидению, что при игре соло струны поднимались от нижней части грифа к верхней - подтягивыемые пальцами левой руки, но когда он пробовал повторить это движение, у него, как и у других, ничего не получалось из-за сопротивления сильно натянутых толстых струн. Тогда - разозлившись - он решил пойти поперек правила, натянув вместо второй струны еще раз первую и, продолжая таким макаром, получил на месте шестой струны пятую.

    И тут произошло "чудо" - струны стали подтягиваться, и все стало звучать "как у них".
    Счастью не было предела - ведь перед ним открылся новый путь, где ему была уготована судьба первопроходца, - а на дворе стоял 1963 год, и The Beatles только распускали крылья. За следующие два года Сергей "снял" и скопировал всю гитарную "фирму", которую только слышал, и которая попадалась ему под руки.
    Параллельно со школьными занятиями с 8-го класса пошел на трехгодичные курсы английского языка. Благодаря чрезвычайной одаренности и доступу к необходимой информации, Дюжиков за два-три года дошел и, можно сказать, сравнялся со своими гитарными кумирами в технике, в скорости игры и во владении приемами игры, которые определяли стиль Биг-Бит, или Бит, который впоследствии стали называть роком.
    Интересно, что первая школьная группа Дюжикова, созданная им в 1965 году, по форме соответствовала группам, которые стали популярными в конце 60-х - начале 70-х, состоявшим из трех человек - гитарист, басист и барабанщик. (Cream, Jimmy Hendrix, The Who, Led Zeppelin).

    В 1966 году Дюжиков приехал в Москву поступать в Институт военных переводчиков, но, прожив в казарме пару недель, сбежал оттуда и поступил в МГУ на филфак, на английское отделение. В это время МГУ был одним из центров малочисленного, но с каждым днем приобретавшего все больше и больше поклонников движения, которое можно назвать "групповой Бит".

    Поселившись в общежитии на Ленинских горах, Дюжиков в скором времени собрал команду. Уже после нескольких его выступлений по Москве пошла молва, что появился гитарист, "обалденно играющий", у которого все звучит "по фирме", один в один, как у них.

    В 1966 году Сергей Дюжиков сошелся с Градским, и появился первый вариант группы "Скифы". В этом составе группа продержалась несколько месяцев. Следующий и окончательный вариант "Скифов" Дюжиков собрал в 1967 году, туда входили Юрий Валов (2-ая гитара, бас) и Виктор Дегтярев (бас-гитара, барабаны). В таком виде "Скифы" просуществовали до 1970.

    В составе "Скифов" Сергей Дюжиков: принял участие в съемках фильма "Еще раз про любовь"(1968г.); занял 1-е место на фестивале студенческой песни в Лужниках; ездил играть на тренировочных сборах штангистов тяжеловесов Олимпийской сборной Союза, (Жаботинский, Алексеев) готовившихся к Олимпийским Играм 1968г. в районе Цейского ледника. Композитор Давид Тухманов пригласил Дюжикова записать партии гитары на его двух известных альбомах - "Как прекрасен этот мир" и "По волнам моей памяти".

    В 1970 Игорь Гранов пригласил Сергея Дюжикова в составе "Скифов" в "Голубые Гитары", где все трое и проработали до 1975 года. В составе "Голубых Гитар" Сергей Дюжиков был на фестивалях: "Зелена Гура" в Польше (1972г.); "Братиславская Лира" в Чехословакии (1973г.); гастроли в Югославии (1973, 1974гг)

    В 72-ом Дюжиков выступал на рок-фестивале в Ереване в составе команды, которая была специально создана для этого события и называлась "Супер", в ней собрались сливки московских рокеров.

    С 75-го по 78-й играл в группах "Цветы", "Красные Маки" и в группе Стаса Намина. У Валентины Толкуновой работал с Игорем Крутым. Аккомпанировал Галине Ненашевой. Записал альбом с Пресняковым (младшим). В начале 80х играл c цыганским ансамлем Николая Эрденко. В этот период стал увлекаться великим цыганским джазовым гитаристом Джанго Рэйнхардт. Записал альбом дуэтом с Малининым.

    С 1991 года Сергей Дюжиков живет и работает в США.
    Последний раз редактировалось slava15051983; 04.11.2012 в 17:03.

  10. #21
    Постоялец форума

    Re: Знаменитые выходцы из Измаила


    Севастьянов Андрей Артемьевич, учитель от Бога. Долгое время руководил различными школами Измаила...

  11. #22
    Постоялец форума

    Re: Знаменитые выходцы из Измаила


    Михаил Пипа. Занимался своим любимым делом - фотографирование. Замечательный сосед на проспекте Ленина


 

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения

Search Engine Friendly URLs by vBSEO

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51